четверг, 26 мая 2016 г.

Мнемотехника как средство развития речи и произвольной памяти дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи

Гурская А.С.,
Мировщикова Л.Г.,
Пчелинцева Н.С.
МБДОУ «ДС № 413»


Разум человека проявляется в ясности его речи.

Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему
пяти словам - он будет долго и напрасно
мучиться, но свяжите двадцать таких слов с
картинками, и он усвоит на лету.
К. Д. Ушинский

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предъявляет ряд важных требований к образовательным программам. Так, область «Речевое развитие» подчеркивает основную функцию речи – быть средством общения, обмена мыслями, чувствами, налаживания социальных и эмоциональных контактов, совместной деятельности.
Развитие связной речи – высшая форма мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн, Ф. А. Сохин и др.). Именно в связной речи реализуется основная коммуникативная функция речи. Овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе. 
Дети дошкольного возраста активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но часто испытывают трудности и поэтому без желания берутся за составление рассказов по заданной теме. Многие дошкольники, а тем более, имеющие речевые нарушения, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания, неспособностью грамотно и доступно сформулировать вопрос и дать развернутый ответ. Их реплики односложные, отличаются непоследовательностью, состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой, уровень информативности (в том числе словарный запас) и уровень культуры речи (интонации, громкость голоса, темп, дикция) при этом очень низкие.
Причин отставания развития речи много, среди них: подмена  живого  человеческого  общения зависимостью от компьютера,   недостаток общения  родителей  со  своими  детьми, игнорирование  речевых  трудностей. Одной из главных причин является незнание механизмов развития произвольности процесса запоминания. В этом случае родители занимаются с ребенком, дают ему много информации, но жалуются на плохую память детей.
Информацию взрослые дают, но ребенок не ставит перед собой задачи ее запомнить. Как говорят, «в одно ухо влетело, в другое вылетело». Работает непроизвольная память: интересно – запомнится, неинтересно – нет. Резервы непроизвольного запоминания достаточно велики. В дошкольном возрасте его вполне хватает. Но в школе низкий уровень произвольности психических процессов, особенно памяти, становится препятствием в обучении.
В зависимости от того, какие ощущения преобладают, говорят о памяти зрительной, слуховой, эмоциональной и др. Зрительная память связана с хранением и воспроизведением зрительных образов. Слуховая память – это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых и т.п. Эмоциональная память связана с пережитыми и сохраненными в памяти чувствами, которые выступают как сигналы, либо побуждающие к действию, либо удерживающие от него. Например, всплывающие по ассоциации отрицательные эмоциональные переживания могут вызвать у ребенка нервозность, скованность и т.п. при выполнении какой-либо деятельности. Наоборот, положительные эмоциональные переживания тонизируют ребенка, делают его уверенным в своих силах. Необходимо помнить, что на эмоциональный памяти основана прочность запоминания материала: то, что у ребенка вызывает эмоции, запоминается им без труда и на более длительный срок.
Память бывает кратковременной (точное воспроизведение спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления информации) и долговременной (воспроизведение информации через достаточно длительное время). Для последней необходимо: понимание, осмысление информации (механически выученная, но непонятая до конца информация забывается быстро); повторение информации (первое повторение нужно через 40 минут после заучивания, необходимо повторять в первый день 2-3 раза, во второй день – 1-2 раза, в третий-седьмой день – по одному разу, затем одно повторение с интервалом 7-10 дней).
В основе памяти лежат ассоциации, или связи. Запомнить что-то – значит связать то, что требуется запомнить, с чем-то уже известным, образовать ассоциацию. Основными процессами памяти являются запоминание (направлено на сохранение в памяти полученных впечатлений – предпосылка сохранения), сохранение (активная переработка, систематизация, обобщение материала, овладение им), воспроизведение (восстановление прежде воспринятого в отсутствие объекта).
То есть без опоры на мыслительную деятельность, на понимание никакое усвоение знаний вообще невозможно и противоестественно для ребенка. Вот почему важно в развитии этого познавательного психического процесса ориентироваться в большей степени на смысловую память и показывать ребенку различные приемы, которые помогают лучше запоминать.
Формирование произвольной памяти связано с механическим дословным многократным повторением, логическим пересказом, образным запоминанием и мнемотехникой. Приемы мнемотехники на современном этапе наиболее актуальны, так как являются ключом к познанию действительности, а не стремлением к исчерпывающей сумме знаний, что имело место в традиционной системе воспитания.
Большой энциклопедический словарь дает следующее определение мнемотехнике (или мнемоники): от греч. Mnemonikon – искусство запоминания, означает совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
Считается, что термин «мнемоника» введен Пифагором Самосским в 6 веке до н.э. Мнемотехникой интересовались Цицерон, Квинтилиан, Джордано Бруно, Аристотель, который обучал этому искусству своего ученика Александра Македонского. Феноменальной памятью, основанной на мнемотехнике, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт. Известно, что уже в Древней Грециилюди успешно применяли приемы мнемотехники, запоминая очень большой, часто бессмысленный материал для публичных выступлений. На Руси ярким примером мнемотехники является славянская азбука. Ближе к нашему времени мнемоника изучалась параллельно с исследованиями психологов, Так, в 80-е годы 19 века немецкий психолог Герман Эббингауз, изучал память сепаратно, отделив ее от логического мышления; для этого он придумал мнемонические способы запоминания бессмысленных слов типа «дер», «сар», «лим» и прочее. В советский период в нашей стране эту тему изучали лишь отдельные ученые-психологи: А.Р. Лурия, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.И. Зинченко. Советские методисты, дидакты, учителя не афишировали свои «искусственные запоминания», «противоречащие осознанному научному освоению учебного материала». Начиная с конца 80-х годов стали выходить в свет издания, которые наряду с занимательным материалом содержали и элементы мнемотехники.
Выделяется несколько направлений мнемотехники. Народная мнемотехника используется людьми в обыденной жизни, помогая запоминать исторические даты, имена, адреса, телефонные номера и многое другое (значки на мониторе компьютера, дорожные знаки, обычный алфавит, азбука Морзе). Классическая мнемотехника возникла как составная часть ораторского искусства и использовалась в качестве вспомогательного средства для запоминания последовательности изложения длинных речей. Цирковая (эстрадная) мнемотехника основывается на кодировании информации в жесты, слова, мимику лица, интонацию голоса, в порядок слов в предложении и т.д. В спортивной мнемотехнике соревнуются по двум основным показателям: скорости запоминания информации и объему запоминаемых за один раз сведений. В современной мнемотехнике есть теоретическая база, в которой ранее известные приемы запоминания существенно дорабатываются и объединяются в четкую систему запоминания, направленную на решение тех или иных задач. Педагогическая мнемотехника основана на наглядно-образном мышлении, более доступна, понятна большинству и проста в применении.
Мнемотехника в дошкольном образовательном образовании – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и развитие речи.
Мнемотехнические инструменты в дошкольной педагогике называют разными терминами: у В.К. Воробьевой это - сенсорно-графические схемы,  Т.А. Ткаченко использует предметно-схематические модели, В.П. Глухов рассматривает блоки-квадраты, Т.В. Большеваговорит о коллажах, Л.Н. Ефименкова – о схемах составления рассказа.
Мы работу по мнемотехнике строили от простого к сложному. Начинали с простейших мнемоквадратов, в которых изображены 4–5 схематичных рисунка. Более эффективны они были при пересказе небольших и доступных по содержанию текстов, тем самым поддерживался интерес и развивалась речевая активность. Когда дети научились использовать мнемоквадраты,  постепенно вводилимнемодорожки, состоящие из 3-4 мнемоквадратов, затем - мнемотаблицы.
Мнемотаблица (схема, модель) - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. Опорным в таблице было изображение главных героев сказки или рассказа, а так же тех предметов, действий и явлений, которые «завязаны» вокруг них.Мнемотаблицы должны быть понятны детям. И если в начале работы мы использовали готовые таблицы с рисунками, которые составляли сами, то в дальнейшем замысел по созданию моделей (схем, рисунков) мы обсуждали с детьми. В моделях отображали обобщенный образ предметов, раскрывали существенное в объектах.
Мнемотаблицымы использовали для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказах художественной литературы, отгадывании и загадывании загадок, заучивании стихотворений.При этом старались соблюдать главные условия: рассматривание таблиц и разбор изображений, перекодировка информации, пересказ с опорой на символы (образы) – отработка метода запоминания, графическая зарисовка мнемотаблицы.
Основными видами работы по мнемотаблицамбыли: заучивание материала по готовой таблице, раскрашивание таблицы, дорисовывание недостающих символов, восстановление нарушенного порядка символов, составление таблиц из готовых рисунков-символов, рисование рисунков-символов, придуманных самостоятельно, все перечисленное предполагает последующее заучивание материала.
Интересным мы считаем использование мнемоколлажа – учебного пособия, в структуру которого входят различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры, кодирующие определенную информацию. Опираясь на методику Т.В. Большевой, детям объясняли, что коллаж похож на «салат», в который берется и смешивается много различных продуктов, и получается новое вкусное блюдо. Мнемоколлажи развивают фантазию, умение соединять в один сюжет не связанные, на первый взгляд, между собой картинки, способствуют получению и закреплению определенных знаний о предмете коллажа. Эти учебные пособия позволяют закреплять различные методы запоминания, развивать фотографическую память.
Работу по мнемотаблицам мы старались связать с технологией ТРИЗ, рекомендациями Т.А. Сидорчук. Так, для составления рассказа по картине готовили запас слов, для чего выделяли объекты, изображенные на картине, производили группировку по какому-либо признаку: по принадлежности к природному или рукотворному миру, по функциям, форме, цвету и др. Для составления осмысленного рассказа по картине устанавливали взаимосвязи между объектами, изображенными на ней, для чего соединяли выделенные ранее объекты, выбирали любые два и объясняли, почему их можно соединить. Взаимодействие между объектами устанавливали на разных уровнях: физическом (касание, давление и др.), эмоциональном (нравится, не нравится, заботится, любит и др.), по взаимному расположению и т.д. При составлении рассказа-описания мы представляли возможные звуки, запахи, которые могут исходить от объекта, изображенного на картине, определяли съедобно-несъедобное, оценочные отношения героев картины к признаку, говорили о температуре, влажности, материале, форме объектов и т.д.
Мы находимся на начальном этапе изучения и внедрения элементов технологии ТРИЗ в практику, что будет нашей дальнейшей целью. Исследования в этом направлении считаем эффективными и необходимыми. На сегодняшний же день внедрение в работу мнемотаблиц с элементами ТРИЗ уже позволяет увидеть результат: дети стали преодолевать робость, активнее работать на занятиях, у них начали концентрироваться наблюдательность, внимание, память, усидчивость; повысились творческое воображение, логическое и образное мышление; они пытаются правильно оформлять мысли в виде предложения, составлять рассказы из пяти и более предложений;у них появился интерес к заучиванию стихотворений, потешек, пересказу текстов, придумыванию историй; увеличился круг знаний об окружающем мире.
Таким образом, способность запоминать, ясно говорить и рассуждать зависит в первую очередь не от памяти, а от мышления, внимания и активной деятельности ребенка. Нарушения в работе этих процессов сделают практически невозможным произвольное запоминание и полноценное развитие речи. Поэтому, чем раньше дети будут рассказывать и пересказывать, используя мнемотехнику и схемы-модели, тем лучше будет развита у них связная речь, являющаяся важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.

Список литературы
1.           Большой энциклопедический словарь: В 2-х т. /Гл. ред. А.М. Прохоров. – М.: Сов.энциклопедия, 1991.
2.           Алексеева, М.М., Яшина, В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: методическое пособие для воспитателей ДОУ/  М.М. Алексеева, В.И. Яшина.  -  М.: Просвещение. - 1997. 
3.           Барсукова, Е.Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек. // Логопед, 2009, №5.
4.           Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005.
5.           Громова, О.Е., Соломатина, Г.Н., Савинова, Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5–6 лет. Москва, 2005.
6.           Козаренко, В.А Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано» - М., 2002.
7.           Малетина, Н.С., Пономарёва, Л.В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР / Дошкольное воспитание, 2004. - №6. - С. 64-68.
8.           Омельченко, Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед, 2008. - №4. - С.102-115.
9.           Сидорчук, Т.А. Методы формирования навыков мышления, воображения и речи дошкольников. Учебное пособие для работников дошкольных учреждений. – АО «Первая образцовая типография», 2015. – 248 с.
10.      Столяренко, Л.Д. Основы психологии. 8-е изд., перер. и доп. Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 672 с.
11.      Широких, Т.Д. Учим стихи – развиваем память / Ребёнок в детском саду, 2004. - №2. - С.59-62.
Шорыгина, Т.А. Стихи и сказки о родной природе. Москва

Комментариев нет:

Отправить комментарий